Клинические рекомендации в реабилитации при нейросенсорной тугоухости

На врачебном семинаре врач Калашникова Анастасия Юрьевна провела обзор клинических рекомендаций при нейросенсорной тугоухости. В нашем центре проходят реабилитацию ежегодно около 100 детей с нарушением слуха.
Тугоухость может быть врожденной, когда фактор воздействует на организм эмбриона, плода и новорожденного, может быть приобретенной.
Когда незамедлительно необходимо проверить слух?
Когда вы заметили отсутствие или сомнительную реакцию ребенка на окружающие звуки, имеет место задержка этапов речевого развития: гуления, лепета, первых слов, фраз – это во-первых.
Во вторых – когда происходит распад речи или утрата уже имевшейся речи.
В третьих – дети сами могут отмечать снижение слуха, нарушается разборчивость речи, появляется шум в ушах.
Только врач сурдолог-оториноларинголог при очном осмотре и с помощью специальных методов обследования слуха, согласно Критериям установления сенсоневральной тугоухости может выставить диагноз сенсоневральная тугоухость (СНТ).
Чтобы не допустить увеличение числа людей с таким заболеванием в России с 2008 года реализуется программа универсального аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни.
Протокол программы предписывает:
- на 1-м этапе проведение всем новорожденным
регистрацию отоакустической эмиссии (ОАЭ) на 3-4-е сутки жизни в родильном доме.
- По результатам тестирования в поликлинике дети с незарегистрированной ОАЭ на одном или обоих ушах направляются на 2-й этап в специализированные сурдологические центры для проведения расширенного аудиологического обследования в возрасте до 3 месяцев.
- Если выставлен диагноз – рекомендуется начать индивидуальную программу реабилитации в возрасте до 6 месяцев.
Помимо сбора жалоб, анамнеза, физикального обследования детей при тугоухости существуют так же лабораторные и инструментальные методы исследования, например, такие как:
ü Молекулярно-генетическое исследование мутации в гене GJB2 (ген нейросенсорной тугоухости)
ü При подозрении на ЦМВ – определение ДНК цитомегаловируса в мазках со слизистых ротоглотки.
ü Специальные методы обследования слуха – регистрация ОАЭ, КСВП, ASSR-тест, тональная пороговая аудиометрия, тимпанометрия и др.
ü КТ височных костей – для исключения аномалий внутреннего уха, МРТ головного мозга – для исключения гипоплазии и объемных образований слухового нерва и поражений центрального отдела слухового анализатора.
Реабилитация должна начинаться сразу после выявления нарушения слуха у ребенка. Консервативное медикаментозное лечение эффективно и рекомендуется при острой СНТ (до 1 месяца), а при хронической СНТ (более 3 месяцев) используют другие методы лечения. В курс лечения таких детей включают физиопроцедуры, например транскраниальная магнитотерапия, лекарственный электрофорез, а одним из наиболее эффективных воздействий является ТЭС терапия + акустическая стимуляция. В основе лечебного действия ТЭС-терапии лежит селективное возбуждение импульсными электрическими токами эндогенной опиоидной системы ствола головного мозга, а акустическая стимуляция устанавливается отдельно для каждого уха. Она основана на данных аудиограммы пациента, таким образом индивидуализированная акустическая стимуляция способствует улучшению слуха и повышению эффективности проведения процедур. Так же в курс лечения хронической СНТ включают занятия ЛФК, лечебный массаж, и обязательно педагогические занятия.
Выбор вспомогательного слухового устройства производится индивидуально в зависимости от возраста ребенка, степени тугоухости, способа его слухопротезирования и типа слухового аппарата(СА), речевого процессора.
После первичной настройки, в период адаптации к СА (обычно в течение 1-3 месяцев) проводится не менее 1-4 повторных консультаций врача-сурдолога-оториноларинголога, сурдопедагога, включающих оценку эффективности слухопротезирования (валидацию), выявление проблем использования СА, при необходимости коррекцию настроек СА по результатам валидации, а также
по результатам наблюдений родителей и специалистов за реакциями ребенка.
Периодичность повторных настроек и частота наблюдения индивидуальна и зависит от возраста ребенка, уровня развития слуховых и речевых навыков, диагноза, типа аппарата, сопутствующей патологии и других факторов.
В первые 2 года использования СА рекомендован контроль настроек не реже одного раза в 3 месяца. После достижения оптимальной настройки осуществляется повторное наблюдение врачом сурдологом-оториноларингологом.
Таким образом, реабилитационные мероприятия могут включать различные виды слухопротезирования (коррекцию слуховой функции), сурдопедагогическую, логопедическую и психологическую помощь ребенку, информационную и психологическую поддержку семьи и ребенка; социальную поддержку ребенка, диспансерное наблюдение.
В нашем регионе с 1 января 2025г указом Губернатора Иркутской области установлена мера социальной поддержки: денежная выплата в размере 55 тысяч рублей для инвалидов и детей инвалидов, проживающих в регионе, на замену и ремонт комплектующих кохлеарной имплантации и приобретение элементов питания. Ведь несмотря на эффективность кохлеарной имплантации в реабилитации, комплектующие и элементы питания к имплантам не относятся к медицинским изделиям и не включаются в индивидуальные программы реабилитации, что приводит к значительной финансовой нагрузке на семью ребенка с кохлеарным имплантом.
В настоящее время единственным эффективным методом реабилитации пациентов, страдающих сенсоневральной тугоухостью IV степени и глухотой, является кохлеарная имплантация. Приоритет в оказании данного вида помощи предоставляется детям раннего возраста (до 3 лет).
Замена речевого процессора производится по истечении 5 лет со дня предшествующей установки пациенту речевого процессора системы кохлеарной имплантации за счет средств фонда обязательного медицинского страхования и соответствии с требованиями Приказа здравоохранения РФ от 9 апреля 2015 г. №178н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология-оториноларингология. Пациент или его законный представитель несет персональную ответственность за соблюдение сроков замены речевого процессора.
Некомпенсированные потери слуха приводят к снижению качества жизни и социальной
активности ребенка. Поэтому необходима активная слухоречевая реабилитация детей.

